Теоретические основы: от Грайса к метакоммуникацииГ. П. Грайс предложил влиятельную модель, согласно которой:
- Коммуникация – это намеренное порождение смысла, который говорящий хочет донести.
- Слушатель восстанавливает этот смысл, исходя из предположения о рациональности и кооперативности говорящего (максимы качества, количества, релевантности и способа).
- Ключевую роль играют импликатуры – то, что не сказано явно, но выводится на основании контекста и принципа кооперации.
Критика последних десятилетий: чтобы стабильно работать в таком режиме, участники должны обладать довольно развитой теорией разума и способностью строить вложенные представления вида «я думаю, что он думает, что я понимаю…». Это кажется чрезмерным для повседневного общения, а тем более для раннего онтогенеза и эволюционных истоков языка.
Планер выделяет три основных линии, с помощью которых исследователи пытались «снизить когнитивную цену» грайсовской модели.
Дефляционизм- Суть: минимизировать количество реально оперируемых агентом ментальных состояний, «прибирая» многие элементы в область автоматических, ассоциативных или статистически выученных процессов.
- Пример: часть того, что Грайс описывал как сложные рассуждения об иных убеждениях, трактуется как результат привычных эвристик и паттернов реагирования.
Модульные подходы- Суть: предположить специализированный модуль для прагматической обработки, который быстро и автоматически вычисляет коммуникативные намерения, не требуя от системы «общего рассуждения» громоздких метапредставлений .
- Вариант: прагматический модуль опирается на ограниченный набор входных признаков (просодия, жесты, тип конструкции) и выдаёт достаточно надёжный «вывод» о типе акта и его цели.
Интерпретивизм (деннеттианская линия)- Суть: вместо того чтобы требовать у системы буквального манипулирования сложными ментальными объектами, мы рассматриваем коммуникацию как феномен, описываемый с позиции интенциональной установки: мы трактуем агента как рационального носителя убеждений и желаний, и эта интерпретация позволяет предсказывать и объяснять его поведение .
- Здесь ключевым становится не «внутренняя архитектура» агента, а устойчивость и предсказуемость его поведения при таком способе описания.
Планер обращает внимание, что в большинстве философских и когнитивных дискуссий о Грайсе
метакоммуникация почти не фигурирует . Между тем, в реальном общении мы постоянно:
- уточняем: «Ты сейчас шутил или серьёзно?»;
- договариваемся: «Давай говорить открыто»;
- маркируем режим: «Я сейчас как друг скажу, не как коллега»;
- запрашиваем «ремонт»: «Подожди, я, кажется, тебя не понял».
Эти ходы не являются случайным довеском, а структурируют саму возможность устойчивой грайсовской коммуникации. Особенно это заметно в исследованиях разговорного взаимодействия и «ремонта» – процедур исправления и уточнения, в том числе у хоумсайнеров (самостоятельно формирующих жестовые системы глухих детей).
Критический анализ: что меняет метакоммуникация в картинеПочему дефляционизм трещит по швамДефляционистские модели хорошо объясняют быстрые, стереотипные реакции на простые коммуникативные сигналы, но хуже справляются с эпизодами, где участники
явно обсуждают, что именно они делают друг с другом :
- «Когда ты так говоришь, я чувствую, что ты меня обесцениваешь» – это не просто реакция на сигнал, а рефлексия над ролью высказывания в отношениях.
- В паре, обсуждающей границы («Давай договоримся, что критикуем друг друга только по делу»), участники конструируют метаправила коммуникации – то, чего дефляционизм склонен выносить за скобки.
Факт, что уже маленькие дети способны указывать на нарушенные правила игры, просить разъяснения, обсуждать «как мы сейчас говорим», свидетельствует о наличии у них более богатого репертуара, чем предполагает сильный дефляционизм .
Проблемы интуитивной модульности«Интуитивная» модульная картина – один прагматический модуль, автоматически вычисляющий коммуникативные значения – также оказывается под давлением:
- Метакоммуникативные акты сами по себе гетерогенны: от простых реплик «Что?» до сложных переговоров о правилах общения в группе. Маловероятно, что всё это обслуживается одним узкоспециализированным «чёрным ящиком» .
- Метакоммуникация часто задействует рефлексивные и медленные процессы, требует обращения к автобиографической памяти, нормам группы, ролевым ожиданиям.
Это не опровергает модульные идеи в целом, но вынуждает усложнять архитектуру: вероятнее всего, метакоммуникативные процессы опираются на взаимодействие нескольких систем – ментализации, контроля, языковой обработки, социального знания.
Почему интерпретивизм выигрываетИнтерпретивистский подход (в духе Д. Деннетта и последующих работ Планера о натурализации грайсовской коммуникации ) оказывается более устойчивым:
- Метакоммуникация естественно вписывается в картину, где агенты постоянно калибруют друг друга через эксплицитные и имплицитные комментарии о намерениях, ожиданиях и нормах.
Для интерпретивиста важно, что:
- наблюдатель может стабильно и плодотворно описывать взаимодействие в терминах намерений и убеждений;
- сами участники используют этот язык для координации (в том числе в метакоммуникации).
Таким образом, метакоммуникация не является «аномалией», а, наоборот, ключевым механизмом стабилизации и усложнения грайсовских практик общения.
Работа Планера сочетается с рядом новых исследований:
- Эволюция метакоммуникации и метакогниции. В другой статье Планер связывает развитие метакогнитивных способностей с требованиями именно конверсационного взаимодействия, где постоянный «ремонт» и уточнения критичны для успеха .
- Хоумсайн и теория разума. Исследования интерактивного репера у хоумсайнеров показывают, что даже без полноценного языкового окружения дети развивают гибкие стратегии запроса уточнений и коррекции недопониманий, что указывает на развитые элементы теории разума .
- Нейролингвистика прагматики. Новые ERP‑исследования показывают, что мозговые ответы чувствительны к «прагматическим несостыковкам» – например, несоответствию между предполагаемым общим знанием и типом языковой упаковки, что подтверждает когнитивную реальность прагматического уровня обработки.